Геологоразведочные работы

Оценка запасов подземных вод
/ По материалам Лукьянова Александра Евгеньевича  
Кандидата геолого-минералогических наук
Ведущего специалиста-гидрогеолога Научно-производственной группы "Тектоника"/

 



    Что такое – оценка запасов подземных вод? Для чего она выполняется?

    Какова стоимость и продолжительность работ?

    Кто может выполнять подсчет запасов подземных вод и какие государственные структуры осуществляют проверку?

    Как провести работы по оценке запасов наиболее эффективно и избежать многочисленных подводных камней?
 


 

 
   В своей повседневной деятельности специалистам ООО "Новосибгеомониторинг" основное внимание приходится уделять задачам прикладной гидрогеологии, при решении которых также возникает множество вопросов, требующих особого внимания. Одним из таких вопросов является проблема оценки запасов подземных вод. Основная цель нижеизложенного: уменьшение головной боли законопослушных недропользователей – предприятий и организаций, имеющих на своей территории водозаборные скважины, но не имеющих о подземных водах ни малейшего представления.
 

 
   Необходимость оценки запасов и прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет установлены Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" в качестве основных требований по рациональному использованию и охране недр (раздел III). Подсчет запасов подземных вод является одним из обязательных требований лицензионного соглашения на право добычи питьевых, технических и минеральных подземных вод.
   Основным нормативным документом при оценке запасов подземных вод является «Классификация запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утв. приказом Министерства природных ресурсов РФ от 30 июля 2007 г. N 195).
   В соответствие с требованиями «Классификации…», запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод подсчитываются по результатам геологоразведочных работ, выполненных в процессе геологического изучения и оценки предоставленных в пользование участков недр, а также по данным разведки таких участков недр или эксплуатации действующих водозаборных сооружений для добычи подземных вод.
   Оценка запасов подземных вод выполняется за счет средств недропользователя. Для подсчета запасов подземных вод недропользователь может привлекать сторонние организации, имеющие необходимую специализацию.
   Подсчет запасов подземных вод – достаточно трудоемкий процесс, требующий определенного опыта, специального образования и высокой квалификации специалистов. Любые геологоразведочные работы, как правило, требуют значительных финансовых и временных затрат. Эти работы никогда не могут повлечь за собой прямой прибыли, так как нацелены на длительную перспективу. Задача разведочных работ – определить, будет ли экономически выгодно добывать тот или иной вид полезного ископаемого на данном участке, либо следует свернуть работы на текущем этапе, избежав неоправданного капиталовложения. Как следствие, результат разведочных работ может быть как положительный (можно организовать добычу полезного ископаемого и получать прибыль), так и отрицательный (добыча полезного ископаемого нецелесообразна, при этом средства, потраченные на разведку вернуть невозможно).
   При оценке запасов подземных вод указанный риск минимален. Чаще всего на балансе любого предприятия уже имеется несколько водозаборных скважин, позволяющих заранее предсказать возможность добычи подземных вод и постановки запасов на государственный учет в соответствие с требованиями лицензии. Тем не менее, несмотря на низкую вероятность отрицательного результата, работы по оценке запасов подземных вод сохраняют характерные черты геологоразведки: относительно высокую стоимость и значительную продолжительность.
   Даже оценка запасов подземных вод по одиночной скважине с минимальным водоотбором (50–100 м3/сут) подразумевает выполнение значительного объема работ с последующим составлением полноценного отчета (как правило, талмуд не менее 100 страниц) и его защитой в Территориальной комиссии по запасам. Выполнение подсчета запасов силами недропользователя в отсутствие квалифицированных гидрогеологов в штате предприятия, чаще всего, оказывается невозможным. Усредненные сведения о длительности работ по подсчету запасов подземных вод (по этапам), указаны в таблице 1. Необходимо отметить, что в таблице не обозначены временные затраты на предварительные переговоры и заключение договора подряда со специализированной организацией, которые, по собственному опыту, занимают не менее месяца.
Таблица 1

Этап работ
Перечень работ
Продолжительность
Предварительный
- Регистрация геологоразведочных работ в территориальном отделении Федерального агентства по недропользованию
- Оценка геолого-гидрогеологической изученности территории
- Сбор и анализ архивных материалов
1-2 месяца
Полевой
- Обследование подземного водозабора
- Контрольные замеры дебитов и уровней скважин
- Контрольное химическое опробование подземных вод
- Сбор сведений о техническом состоянии скважин, данных режимных наблюдений за дебитом и динамическими уровнями скважин
1 месяц
Камеральный
- Анализ полученных данных
- Гидродинамические расчеты
- Подсчет запасов подземных вод
- Расчет границ трех поясов зоны санитарной охраны водозабора
- Составление отчета
3 месяца
Экспертиза
- Представление отчета на рассмотрение Территориальной комиссии по запасам (ТКЗ) или Государственной комиссии по запасам (ГКЗ). Ожидание заключения экспертов
3 месяца
Дополнительный
- При наличии замечаний в заключениях экспертов – внесение изменений в отчет
- Повторное представление отчета в ТКЗ (ГКЗ)
2 нед. - 1 мес.
Заключительный
- Получение протокола ТКЗ (ГКЗ) о постановке запасов подземных вод на государственный учет
- Отправка отчета в Росгеолфонд и территориальный фонд геологической информации
1 месяц

 
   В связи со значительной продолжительностью и трудоемкостью работ по оценке запасов подземных вод, стоимость подсчета запасов даже для одиночной скважины с достаточно низким объемом добычи, чаще всего, составляет 400–500 тыс. рублей. 
   Необходимо отметить, что в общую сумму не входит оплата работы в фонде геологической информации. Дело в том, что материалы ранее выполненных гидрогеологических работ по ближайшим водозаборам и иным объектам должны в обязательном порядке рассматриваться при проведении работ по оценке запасов подземных вод. Стоимость этих материалов оплачивается заказчиком (недропользователем).
   Как следствие, представители организации, принявшие решение о добычи подземных вод на своей территории, должны понимать, что это достаточно затратное мероприятие. Чистая вода стоит денег!

 

 
            Комментарий:
            Еще раз по поводу высокой стоимости работ!
            Чаще всего заказчик имеет весьма приближенное представление о характере и методах гидрогеологических исследований. Ему грезится, что он левой рукой отдает кровные 400-500 тысяч жадному гидрогеологу, а правой тут же получает готовые материалы по подсчету запасов, вынутые тем прямо из-за пазухи.
            На самом деле это не так. Высокая продолжительность работ определяет их высокую стоимость. Разделите сумму в 400 тыс. руб. на 10 месяцев – получим по 40 тыс. руб. в месяц. С учетом того, что половина этих денег уходит на затраты, непосредственно связанные с выполнением работ (командировкой на объект, проведением откачек на скважинах, отбором проб и выполнением химических анализов, оформлением текста отчета, листов графики и их размножением), то станет ясно, что оставшиеся 20 тыс. руб./месяц – не такая уж высокая плата за труд нескольких квалифицированных специалистов.
 

   В соответствие с «Классификацией запасов и прогнозных ресурсов...» (приказ МПР РФ от 30 июля 2007 г. N 195), объектом подсчета запасов подземных вод является месторождение питьевых, технических и минеральных подземных вод. Запасы подземных вод могут быть подсчитаны только для существующей или заранее запланированной схемы водозаборного сооружения, т.е. зависят не только от гидрогеологических особенностей участка, количества подземных вод в недрах, но и от конструкции и количества эксплуатационных скважин, а также производительности и глубины установки водоподъемного оборудования.
   Тем, кто озадачился подсчетом запасов подземных вод, следует знать, что запасы в зависимости от качества и целевого назначения, делятся на балансовые и забалансовые. Особенно актуален этот вопрос для подземных вод, используемых в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения.
   Основным документом, определяющим требования, предъявляемые к качеству воды централизованных систем водоснабжения, является СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Санитарно гигиенические требования к нецентрализованному водоснабжению регламентируются СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
   Ситуация с качеством подземных вод осложняется тем, что вопросы регулирования недропользования, подсчета и учета запасов питьевых подземных вод находятся в ведении Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), в то время как заключение о санитарном благополучии источников водоснабжения выдают органы санэпиднадзора, находящегося в ведении Роспотребнадзора. Недропользователь, осуществляющий добычу питьевых подземных вод, должен получить одобрение со стороны сразу двух надзорных органов.
   Со стороны Роспотребнадзора недропользователь должен получить заключение о возможности использования подземных вод в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения и заключение о возможности организации зоны санитарной охраны.
   Со стороны Государственной комиссии по запасам недропользользователь должен получить протокол ГКЗ (ТКЗ) с отнесением запасов к балансовым. Следует пояснить, что к балансовым могут быть отнесены запасы подземных вод, соответствующие по своему качеству требованиям, предъявляемым в действующих нормативных документах. Если речь идет о централизованном водоснабжении, то это – указанный выше СанПиН 2.1.4.1074-01. Если подземные воды не соответствуют требованиям нормативных документов, но существует возможность организации системы водоподготовки и доведения качества подземных вод до существующих стандартов, в пределах исследуемого участка могут быть выделены забалансовые запасы подземных вод.
   С техническими водами все намного проще. Они должны соответствовать технологическим требованиям в зависимости от целевого использования и технологического процесса. В этом случае, заключение санитаров необходимо только при организации зоны санитарной охраны в случае, если скважины технического водоснабжения вскрывают водоносные горизонты, используемые также для питьевого водоснабжения на соседних участках.
   Необходимо понимать, что природные подземные воды очень редко целиком и полностью соответствуют по качеству перечню СанПиН 2.1.4.1074-01. Очень часто некоторые показатели пресных подземных вод (например, содержание железа, марганца, кремния, аммония и др.) превышают предельно–допустимые концентрации (ПДК), указанные в СанПиН 2.1.4.1074-01. Это связано с природными особенностями и закономерностями формирования химического состава подземных вод и служит предметом многочисленных споров и конфликтов, возникающих между гидрогеологами–исполнителями, органами надзора за недрами и органами СЭС. Следует отметить, что ввязываться в эти споры с надеждой на положительный результат могут только профессионалы. Специалисты, далекие от гидрогеологии и подземных вод, вряд ли смогут пробиться через эту стену. Работники местного отделения ФГУ «Роснедра» и сотрудники СЭС долго будут гонять их по кругу, попеременно «отпинывая» друг к другу.
   Аналогичная ситуация наблюдается не только с заключением СЭС о возможности использования подземных вод для хоз-питьевого водоснабжения, но и с заключением о возможности организации трех поясов зоны санитарной охраны (ЗСО). Требования по ЗСО изложены в СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого водоснабжения». Наиболее важным моментом здесь является то, что земля под водозаборными скважинами должна быть Ваша. Т.е., либо находится в собственности предприятия, либо в долгосрочной аренде на срок эксплуатации водозабора. Если земля Вам не принадлежит – получить заключение СЭС будет невозможно.
Есть еще один немаловажный вопрос, который необходимо знать недропользователю: запасы подземных вод выделяются по категориям. Категоризация запасов подземных вод выполняется по степени геолого–гидрогеологической изученности месторождений и участков недр. Как правило, запасы подземных вод оцениваются на 25-летний срок эксплуатации водозабора. Однако, указанный срок может зависеть от того, к какой категории были отнесены запасы.
   Запасы питьевых, технических и минеральных подземных вод по степени геолого-гидрогеологической изученности подразделяются на категории A, B, С_1 и С_2. Не вдаваясь в подробности, следует пояснить, что осуществлять эксплуатацию месторождения подземных вод возможно только в случае, если на участке выделены запасы по категории А, В и С_1. При этом, если по участку недр выделены запасы только по низкой категории С_1, то через 3-5 лет недропользователь должен будет выполнить повторную оценку запасов с отнесением их к более высоким категориям (А и В). Как следствие, при проведении работ по оценке запасов подземных вод недропользователю выгодно, чтобы на его участке были выделены запасы по высоким категориям А и В. В этом случае не понадобится проводить повторной оценки запасов и платить деньги заново.


    Перед началом работ по оценке запасов подземных вод недропользователь должен провести ряд мероприятий, без которых подсчет запасов будет невозможен.
 

   В первую очередь, на устья скважин необходимо установить счетчики расхода для учета объемов добываемых подземных вод. На каждую эксплуатационную скважину – свой счетчик. Поверьте, без опломбированных счетчиков на скважинах утвердить запасы подземных вод не удастся! Записывать дебит в соответствии с паспортной производительностью насоса – крайне не верно, т.к. он может быть отрегулирован на увеличение или уменьшение при помощи простой задвижки на трубопроводе. Учет производительности скважин должен выполняться по данным фактических наблюдений!
   Во-вторых, наравне с наблюдениями за дебитом эксплуатационных скважин, должны выполняться наблюдения за уровнем подземных вод. Замеры уровней, как правило, проводят при помощи электроуровнемеров. Принцип действия данных приборов предельно прост: в скважину опускается провод с наконечником, который подсоединен к источнику питания (батарейке) и индикатору (лампочке и зуммеру). При контакте наконечника с водой лампочка загорается, зуммер – издает звук. По размеченному проводу оператор замеряет глубину до воды.
   Необходимо отметить, что эксперты ТКЗ и ГКЗ чаще всего требуют, чтобы замеры динамических и статических уровней в скважинах проводили уровнемерами заводского производства, на которые имеется технический паспорт. Хотя, в принципе, изготовить нормальный уровнемер в кустарных условиях можно за один час.
   Необходимо помнить, что замеры уровней в скважинах следует проводить с точностью до одного сантиметра. Т.е. значения замеров: 6,0 м; 5,0 м и т.п. – не годятся! Следует измерять более точно: 6,51 м; 5,02 м. Желательно, без «халтуры»! Это в Ваших же интересах.
   Для выполнения замеров в оголовке скважины должно быть предусмотрено отверстие. Желательно, чтобы скважины были оборудованы пьезометрическими трубками. Это позволит избежать зацепов уровнемера за водоподъемные трубы и питающий кабель в скважине.
   Замеры уровней выполняются как в работающих скважинах, так и во временно остановленных с периодичностью не реже одного раза в месяц. Если водозабор достаточно крупный, на нем в обязательном порядке должны присутствовать наблюдательные скважины. В качестве наблюдательных можно использовать и водозаборные скважины, выведенные из эксплуатации. Впрочем, вопрос наблюдений и мониторинга подземных вод – отдельная тема!
   Помимо наблюдений за уровнем и дебитом скважин, лучше всего сразу на начальном этапе озаботиться вопросом качества подземных вод. Если Вам необходимо использовать воды в целях хозяйственно–питьевого водоснабжения, лучше с ходу обратиться в местное отделение службы санэпиднадзора. Помните, что Вам нужно от них не просто выполнение бактериологического анализа, а получения заключения на возможность использования подземных вод для хоз–питьевого водоснабжения. Это заключение делается на специальном государственном бланке, имеющем защитную голограмму.
   Также, перед началом работ, недропользователю нужно определиться – а сколько же воды ему все-таки нужно? Т.е. должны быть выполнены расчеты текущей потребности в воде и расчеты перспективной потребности на несколько лет вперед. Оценка запасов подземных вод всегда производится на основании рассчитанной потребности предприятия–заказчика в воде. Если запасы будут подсчитаны на одну потребность, а затем эта потребность вдруг резко увеличиться – придется проводить переоценку запасов подземных вод, читай – снова платить деньги!
   При подсчете запасов подземных вод, в идеальном случае, период наблюдений за количеством добываемой воды, уровнями подземных вод и их химическим составом должен быть более 3-х месяцев (чем больше, тем лучше). Положительным моментом является то, что если этих наблюдений нет – их можно начать в процессе работ по оценке запасов. Поскольку подсчет запасов, как уже упоминалось выше, выполняется в течение 10 месяцев, к концу этапа по формированию отчета можно получить необходимый ряд наблюдений, при условии, что они были начаты сразу же после заключения договора с гидрогеологами–подрядчиками.
   И еще один немаловажный момент! Недропользователи должны дружить с соседями! Недропользователь недропользователю – брат! Из добрососедских отношений вытекает множество плюсов.
   Во-первых, при оценке запасов подземных вод необходимо учитывать влияние одного подземного водозабора на все близрасположенные и учитывать сработку запасов по соседним месторождениям подземных вод. Бояться этого не надо – подземных вод у нас на всех хватит! Обмен данными режимных наблюдений за дебитами и уровнями подземных вод позволит разграничить сферы влияния водозаборов быстро и безболезненно.
   Во-вторых, обмен данными режимных наблюдений значительно повышает объем изученности геолого–гидрогеологических условий месторождения подземных вод, что позволяет всем соседним недропользователям за счет друг друга увеличить объем полезной информации и претендовать на оценку запасов подземных вод по более высоким категориям. А это, в свою очередь, позволяет избежать излишних затрат.
   В-третьих, в случае попадания загрязнения в подземный водоносный горизонт, наличие большого числа собственных и соседских наблюдательных и эксплуатационных скважин позволит быстро определить источник этого загрязнения, локализовать его или устранить.
   Чем больше точек наблюдения за подземным горизонтом – тем эффективнее и рациональнее можно организовать процесс недропользования. Хорошо от этого будет всем без исключения. Не бойтесь делиться информацией! Не надо играть в партизан!


    Все выше перечисленное можно отнести к первоочередным моментам, которые необходимо знать недпропользователю при добыче подземных вод и выполнении работ по оценке запасов. Помимо этого, сотрудники организаций, эксплуатирующих подземные водозаборы должны ориентироваться не только в юридической и практической стороне вопроса, но и иметь хотя бы некоторые общие представления о природе подземных вод и основных законах их движения.